Дисциплина: Основы латинской терминологии
Специальность 6-05-0231-01 Современные иностранные языки
Место дисциплины в структурной схеме образовательной программы — компонент учреждения высшего образования
Семестр изучения — 1 семестр
Трудоемкость в зачетных единицах — 3 зачетные единицы
Количество академических часов — 90 академических часов (36 аудиторных часов).
Форма итоговой аттестации — 1 семестр – зачет.
Формируемые компетенции — владеть латинской терминологией лингвистического профиля; словообразовательным анализом латинских дериватов в изучаемом иностранном и родном языках навыками перевода наиболее частотных латинских синтаксических конструкций; навыками практической работы с грамматическими справочными материалами и пособиями.
Результаты обучения
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
знать:
- правила латинского произношения и ударения;
- основные грамматические правила, лексемы и словообразовательные аффиксы латинского языка;
- латинские устойчивые фразеологические образования;
- -основные принципы образования и перевода латинских грамматических форм и синтаксических конструкций;
- основные лексикографические понятия (типы словарей, разницу в организации словарных статей, способы поиска необходимых данных);
- правила организации словарной статьи в латинских словарях, уметь понимать словарные формы разных грамматических категорий, значение последовательности записи в словаре, грамматические пометы и выделения;
уметь:
- читать на латинском языке;
- переводить тексты с латинского языка с помощью словаря;
- осуществлять грамматический анализ текста;
- пользоваться латинскими словарями и необходимыми терминологическими профессиональными справочниками.
Пререквизиты
Для изучения данной учебной дисциплины обучающиеся должны успешно освоить содержание подготовки на уровне общего высшего образования.
Краткое содержание учебной дисциплины
Дисциплина «Основы латинской терминологии», относящаяся к циклу общенаучных и общепрофессиональных дисциплин, приобщает обучающихся к основным достижениям античной культуры, основам европейской цивилизации, развивает логическое мышление, повышает языковую культуру и способствует расширению общего кругозора.
Словарный состав большинства европейских языков, в том числе английского, немецкого, французского, итальянского, славянских языков содержит большой процент слов латинского и греческого происхождения. Изучение прямых заимствований из этих языков, и новых слов, образованных на основе латинских и греческих корней (практически вся международная научная терминология в разных областях знаний) позволяет проникнуть в этимологию интернациональных слов и профессиональных терминов. Сравнение лексем родного, изучаемого иностранного и древних классических языков наглядно показывает родство этих языков. Таким образом, изучение латинского языка позволяет углубить знание родного и изучаемого иностранного, сделать его более осмысленным и научным. Занятия по латинскому языку призваны приобщить обучающихся к языковому анализу, показать системность языка.
Освоение дисциплины базируется на знаниях, приобретаемых обучающимися при изучении дисциплины «Введение в языкознание».
Fundamentals of Latin terminology
Discipline: Fundamentals of Latin Terminology
Speciality 6-05-0231-01 Modern Foreign Languages
Place of the discipline in the structural scheme of the educational programme - component of higher education institution.
Semester of study - 1 semester
Labour intensity in credit units - 3 credit units
Number of academic hours - 90 academic hours (36 classroom hours).
Form of final certification - 1 semester - credit.
Formative competences - to master Latin terminology of linguistic profile; word-formation analysis of Latin derivatives in the studied foreign and native languages; skills of translation of the most frequent Latin syntactic constructions; skills of practical work with grammatical reference materials and manuals.
Learning outcomes
As a result of studying the discipline, the student should:
know:
- rules of Latin pronunciation and accent;
- basic grammatical rules, lexemes and word-forming affixes of the Latin language;
- Latin stable phraseological formations;
- basic principles of formation and translation of Latin grammatical forms and syntactic constructions;
- basic lexicographic concepts (types of dictionaries, differences in the organisation of dictionary entries, ways of searching for necessary data);
- rules of organisation of dictionary entries in Latin dictionaries, to be able to understand dictionary forms of different grammatical categories, the meaning of the sequence of entries in a dictionary, grammatical marks and selections;
be able to:
- read in Latin;
- translate texts from Latin with the help of a dictionary;
- analyse texts grammatically;
- use Latin dictionaries and necessary terminological professional reference books.
Prerequisites
To study this academic discipline, students must have successfully mastered the content of training at the level of general higher education.
Brief content of the academic discipline
The discipline "Fundamentals of Latin terminology", which belongs to the cycle of general scientific and general professional disciplines, introduces students to the main achievements of ancient culture, the foundations of European civilisation, develops logical thinking, increases linguistic culture and contributes to the expansion of the general outlook.
The vocabulary of most European languages, including English, German, French, Italian, Slavic languages, contains a large percentage of words of Latin and Greek origin. The study of direct borrowings from these languages and new words formed on the basis of Latin and Greek roots (practically all international scientific terminology in different fields of knowledge) allows us to penetrate into the etymology of international words and professional terms. Comparison of lexemes of native, studied foreign and ancient classical languages clearly shows the kinship of these languages. Thus, the study of Latin language allows to deepen the knowledge of native and studied foreign languages, to make it more meaningful and scientific. Classes in Latin are designed to introduce students to linguistic analysis, to show the systematic nature of language.
The mastering of the discipline is based on the knowledge acquired by students during the study of the discipline "Introduction to Linguistics".