18-19 ноября 2024 года в г. Нижнем Новгороде прошла IV-я Межрегиональная научно-практическая конференция «Образовательный потенциал художественного музея».
В конференции приняли участие сотрудники художественных музеев и галерей, учёные, преподаватели школ и ВУЗов, учителя коррекционных школ и ресурсных классов, представители образовательных, культурных и просветительских организаций всех уровней, сотрудники местного самоуправления, представители общественных и коммерческих структур, средства массовой информации Нижегородской области.
Организаторы конференции:
Государственное бюджетное учреждение культуры Нижегородской области «Нижегородский государственный художественный музей», Муниципальное автономное образовательное учреждение «Гимназия №13» г. Нижнего Новгорода (далее – Гимназия).
Партнёрами конференции выступают: Министерство культуры Нижегородской области, Министерство образования Нижегородской области, Администрация г. Нижнего Новгорода, Ассоциация городов Поволжья, Ассоциация экскурсоводов и гидов-переводчиков Нижегородской области, Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, Нижегородский кампус Национального исследовательского университета “Высшая школа экономики”.
Цель и тематика конференции
Цель конференции – создание коммуникационного пространства для раскрытия потенциала музея как образовательного ресурса для синхронизации решения задач формирования гармонично развитой личности современного человека, интегрированного в мировое сообщество с условиями современного глобализационного процесса; упрочение и совершенствование продуктивных связей музеев с образовательными учреждениями, согласование общих задач. 2.2. Тематика основных направлений работы конференции:
1. Способы реализации задач интеграции образования и воспитания средствами искусства;
2. Возможности совершенствования различных видов универсальных учебных действий (УУД) посредством участия в творческих конкурсах и проектах;
3. Культурно-образовательные проекты как способ продуктивного использования межпредметных компетенций детей, подростков и вузовской молодежи, как средство их личностного развития и духовного обогащения;
4. Музейная деятельность и задачи ФГОС: точки сопряжения;
5. Продуктивные формы выстраивания взаимодействия между школой и музеем;
6. Успешные музейные практики в работе с детской, подростковой и молодёжной аудиторией;
7. Культура участия в музее: возможности вовлечения учащихся и студентов в процесс организации и проведения культурных событий музея;
8. Музей как пространство межкультурного диалога;
9. Музей и формирование культурной идентичности и гражданственности
10. Музей как пространство равных возможностей: инклюзивные программы в музее.
Организационный комитет конференции
Председатель оргкомитета – Жукарин Роман Юрьевич, генеральный директор НГХМ, Сопредседатель оргкомитета – Анищенко Наталья Анатольевна, директор МАОУ «Гимназия №13».
Основным этапом конференции является работа трех секций:
Секция 1: «Просветительская деятельность художественного музея: способы интеграции в современном образовательном пространстве».
Секция 2: «Опыт сотрудничества образовательного учреждения и художественного музея: проблемы, решения, перспективы».
Секция 3: «Инклюзивные программы в художественном музее: формирование равного доступа к культурным ценностям и участию в культурной жизни страны».
Итоги конференции были подведены на круглом столе «Воспитание искусством: слагаемые успеха».